29.03.2023
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Родительским комитетам, опекунским советам и другим общественным организациям рекомендуется принимать участие в контроле организации питания в образовательных учреждениях по согласованию с администрацией образовательных учреждений.
Записаться на пробу школьного питания и задать вопросы по питанию можно по телефонам:
8-916-840-68-70 (Социальный педагог 1 подразделения с. Бужаниново Шведова Н.Н.),
8-965-134-63-73 (Социальный педагог 2 подразделения р.п. Скоропусковский Недюдина Т. В.)
8-903-503-83-31 (Директор школы Никульцев А.Б.)
Организуя контроль школьного питания, берем на вооружение:
- приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»,
- письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»,
- Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов
- СанПиН 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.5.2409-08 и СП 2.4.990-00
Технология проверок не сложна. Совместно с администрацией и представителями органов родительского самоуправления:
1.После звонка на перемену понаблюдайте в обеденном зале:
- как дети входят в зал,
- как рассаживаются за столы,
- как ведут себя за столом,
- какова культура приема пищи,
- кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал,
вид обслуживания: кто и когда накрывает на
столы, кто сопровождает детей, и т.д.
2.Изучите меню и сравните его с фактическим набором блюд.
3.Снимите пробу блюд, предлагаемых детям, и дайте оценку их вкусовых качеств.
4.Изучите недельное или 10-дневное меню и выясните:
- кто составляет меню,
- разнообразие блюд,
- наличие и разнообразие овощного меню,
- подсчитайте калорийность по составу продуктов и сравните с рекомендуемыми нормативами,
- стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность,
- где столовая закупает продукты питания и как они хранятся.
5.Поинтересуйтесь также:
- организационно-правовой формой школьной столовой,
- кто готовит блюда: доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока,
- есть ли санитарные книжки у работников пищеблока,
- наличием бракеражного журнала и его содержанием,
- наличием суточной пробы и ее хранением,
- кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки,
- всё ли оборудование пищеблока исправно,
- наличием спецодежды у работников пищеблока,
- когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены.
6.Как организовано руководство школьным питанием:
- наличие графика работы столовой,
- есть ли льготное питание школьников,
- кто получает бесплатное молоко,
- организация дежурства,
- как организовано обучение детей культуре питания,
- какая работа проводится с родителями о правильном питании школьников,
- роль школьной медсестры в вопросах организации школьного питания.
7.Проанализируйте полученные факты и совместно с администрацией школы решите, что должны делать администрация, родители, работники пищеблока в деле улучшения питания детей, определите сроки исполнения.
8.Не забудьте проверить исполнение рекомендаций. Добивайтесь действенности контроля, а не его видимости.
При контроле руководствуемся следующим:
- Горячее питание должно быть двухразовое(завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для посещающих группу продленного дня дополнительно рекомендуется организовать полдник.
2.Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении длжно составлять: завтрак — 25%, обед — 35%, полдник — 15% (для обучающихся во вторую смену — до 20 — 25%), ужин — 25%.
3.В рацион школьников должны быть включены все группы продуктов:
- овощи и фрукты;
- крупы, макаронные изделия и бобовые;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- мясо и мясопродукты;
- рыба и рыбопродукты;
- молоко и молочные продукты;
- яйца;
- пищевые жиры;
- сахар и кондитерские изделия.
4.Соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) в суточном рационе питания школьников должно составлять 1:1:4 (в процентном отношении от калорийности — 10 — 15, 30 — 32 и 55 — 60% соответственно).
5.В школе должно быть разработано цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней, а также предусматриваться профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности:
- Ежедневно в рационе питания должны быть мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
- Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
- Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени.
- Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 градусов С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 градусов С, холодные супы, напитки — не выше 14 градусов С.
- Предпочтение отдается свежеприготовленным, а не разогретым блюдам.
- В примерном меню не допускается повторение одних и тех же кулинарных изделий в последующие 2-3 дня.
6.Питьевой режим в школе может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.
7.В школе может осуществляться торговля пищевой продукцией, не требующей особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке, с использованием торговых автоматов:
- молоко питьевое стерилизованное витаминизированное;
- стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта;
- творожные изделия (продукты);
- вода питьевая негазированная высшей категории;
- напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках;
- соки и нектары фруктовые и овощные натуральные.
8.В школе должна проводиться работа по формированию культуры потребления здоровой пищи у школьников. Для этого предполагается не только организовать рациональное питание в школьных столовых, но и вырабатывать у детей верное представление о полезной пище.
9.Должна быть спланирована и осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих организацию питания школьников.
Школьное питание должно быть полезным и сбалансированным!