3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую
и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
IV. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Воспитание у обучающихся интереса к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности
(науки, техники, искусства, природы, общества).
4.2. Формирование склонности обучающихся к научно-исследовательской
деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение
методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и
формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.6. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со своими
традициями.
4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники,
литературы, искусства.
V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в
предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей,
но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода
отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной
деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
VI. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически
значимые цели и задачи.
6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает
следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и
методов,
адекватных
поставленным
целям;
планирование,
определение
последовательности и сроков работ; проведение проектных
2
работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом
проекта или целями исследования; представление результатов;
6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности,
собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение конкретного
запланированного результата – продукта,
обладающего определенными свойствами и
необходимого для конкретного использования
Реализацию проектных работ предваряет
представление
о
будущем
проекте,
планирование процесса создания продукта и
реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно
соотнесен
со
всеми
характеристиками,
сформулированными в его замысле
Учебно-исследовательская
деятельность
В ходе исследования организуется поиск в
какой-то
области,
формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат – тоже результат
Логика построения исследовательской
деятельности включает формулировку
проблемы
исследования,
выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную
проверку
выдвинутых
предположений
VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям обучающихся.
8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом
интереса учителя.
8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
обучаещемуся, а уже потом науке.
8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные
ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.
8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных
исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного
исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых
для успешной реализации выбранного вида проекта.
8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы
и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и
используемых методов (методическое руководство).
8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются
элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов
и во время собеседований с руководителями проекта.
8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового
характера проекта или исследования) каждого обучающегося.
8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной
конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых
ресурсах Интернета для обсуждения.
3
IX. Формы организации проектной деятельности
9.1. Виды проектов:
информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но
исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую
с подлинным научным исследованием;
творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
социальный, прикладной (практико-ориентированный);
игровой (ролевой);
инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм
внедрения).
9.2. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный,
относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области
деятельности.
9.3. По количеству участников:
индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на
протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В
ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с
небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и
работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и
социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся;
парный, малогрупповой (до 5 человек);
групповой (до 15 человек);
коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной,
всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской
сети, в том числе в Интернете).
9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего
проекта.
X. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
10.1. На урочных занятиях:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –
защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие»,
урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяженное во времени.
10.2. На внеурочных занятиях:
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами
4
контроля;
образовательные
экспедиции
предусматривают
активную
образовательную деятельность обучающихся, в том числе и исследовательского
характера;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают
большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской
деятельности обучающихся;
научное общество обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а
также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в образовательной
организации науки и образования, сотрудничество с НОУ других ОО;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных
мероприятий.
XI. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий в процессе работы над проектом
Обучающиеся должны научиться:
11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность
будущей деятельности.
11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый
инструментарий.
11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ.
11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного
продукта.
11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц
для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
11.7. Самооценивать ход и результат работы.
11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять
инициативу для достижения этих целей.
11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений.
11.13. Адекватно реагировать на нужды других.
XII. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие
обучающиеся с 1-го по 11-й классы. Причем для всех обучающихся профильных и
предпрофильных (8–9-х) классов участие обязательно.
12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по
желанию подростка.
5
12.3. Кандидатуры руководителей согласовываются обучающимися с координатором
проектной и учебно-исследовательской деятельности ОО – руководителем научного
общества или заместителем директора по учебно- воспитательной работе.
12.4. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности
определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы
можно учитывать приоритетные направления развития ОО и индивидуальные
интересы обучающегося и педагога.
12.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта обучающихся 8–11-х
классов производится в начале учебного года (не позднее октября).
12.6. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими обучающимися.
12.7. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования,
методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
12.8. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности
являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение,
компьютерные презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые
отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
XIII. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
13.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в
форме защиты учебного проекта.
13.2. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и
защита проектных работ. В конференции могут участвовать все обучающиеся
образовательной организации.
13.3. Обучающиеся профильных классов защищают свою работу согласно
утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя,
педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы ОО.
13.4. Для проведения конференции образовательной организации, презентации
проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой
могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи,
администраторы ОО, преподаватели вузов, родители, представители ученического
самоуправления и иные квалифицированные работники.
13.5. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской
деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных
работ.
13.6. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и
согласовывается с Методическим советом ОО. Количество членов комиссии не
должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный
руководитель проекта, который защищается.
13.7. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся могут быть
поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы
районного, областного, федерального, международного уровней.
13.8. Обучающимся после презентации проектной работы на
конференции
образовательной
организации
вручается
специальный
сертификат,
свидетельствующий о защите проекта.
13.9. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем
учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве
6
экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для
осуществления новой проектно-исследовательской работы.
13.10. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты
принадлежат образовательной организации.
13.11. В образовательной
организации
организуется банк проектноисследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться
как педагоги, так и обучающиеся ОО, занимающиеся проектно-исследовательской
деятельностью.
13.12. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать
не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта
сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать,
уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая
рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской
деятельности.
XIV. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
I этапе – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических
секций,
ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки
1. Актуальность темы.
имеет большой практический и теоретический интерес
носит вспомогательный характер
степень актуальности определить сложно
не актуальна
2. Новизна решаемой проблемы.
поставлена новая задача.
решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
задача имеет элементы новизны
задача известна давно.
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования.
решена новыми, оригинальными методами.
имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
используются традиционные методы решения.
4. Научное и практическое значение результатов работы.
результаты заслуживают опубликования и практического использования
можно использовать в научной работе обучающихся
можно использовать в учебном процессе
не заслуживает внимания.
5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
использование известных результатов и научных фактов в работе.
знакомство с современным состоянием проблемы
полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся
данной проблемой.
ясное понимание цели работы.
7
логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
общее впечатление
6. Участие в дискуссии
соответствие содержания вопросов теме исследования.
четкость формулировки вопросов
эрудиция оппонента
7. Культура оформления работы
соответствие стандартным требованиям
качество приложений.
наличие тезиса выступления.
наличие рецензии на работу обучающегося.
Приложение
Оценочный лист
исследовательских работ обучающихся
Кафедра ________________________________________________ цикла
№
Критерии
1
Актуальность темы
2
Новизна решаемой задачи
3
6
Оригинальность методов решения
задачи, исследования
Научное и практическое значение
результатов темы
Изложение доклада и
эрудированность автора в
рассматриваемой области
Участие в дискуссии
7
Культура оформления работы
4
5
Общий бал
Члены жюри: __________________________
__________________________
__________________________
Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)
Общая оценка:
30 баллов и более – «отлично»;
25-30 баллов – «хорошо»;
20-25 баллов – «удовлетворительно».
8