Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на Педагогическом Совете Протокол № 3 от 12.01.2016г. ПРИНЯТО на Управляющем Совете Протокол № 6 от 13.01.2016г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Бужаниновская СОШ» ________Никульцев А.Б. Приказ № 11 от 13.01.2016г. № 11.09 ПОЛОЖЕНИЕ о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа» (далее – ОО, образовательная организация) на основе ФГОС НОО и ООО. 1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. 1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. 1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе. 1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры образовательной организации. II. Понятия Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из ее компонентов выступает исследование. III. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами: 3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. 3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. 3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах. 1 3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). 3.5. Развитие системного мышления. 3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность. 3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности. 3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения. 3.9. Поддержка мотивации в обучении. 3.10. Реализация потенциала личности. IV. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности 4.1. Воспитание у обучающихся интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества). 4.2. Формирование склонности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов. 4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. 4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы. 4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. 4.6. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со своими традициями. 4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности 5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. 5.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. 5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. VI. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности 6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. 6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных 2 работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; 6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Учебно-исследовательская деятельность В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса 8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся. 8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. 8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое обучаещемуся, а уже потом науке. 8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. 8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). 8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта. 8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого обучающегося. 8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. 3 IX. Формы организации проектной деятельности 9.1. Виды проектов: − информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; − исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; − творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); − социальный, прикладной (практико-ориентированный); − игровой (ролевой); − инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). 9.2. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности. 9.3. По количеству участников: − индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся; − парный, малогрупповой (до 5 человек); − групповой (до 15 человек); − коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). 9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта. X. Формы организации учебно-исследовательской деятельности 10.1. На урочных занятиях: − урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; − учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; − домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. 10.2. На внеурочных занятиях: − исследовательская практика обучающихся; − образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами 4 контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в том числе и исследовательского характера; − факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; − научное общество обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в образовательной организации науки и образования, сотрудничество с НОУ других ОО; − участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. XI. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом Обучающиеся должны научиться: 11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность. 11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности. 11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий. 11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ. 11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта. 11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. 11.7. Самооценивать ход и результат работы. 11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. 11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели. 11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. 11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания. 11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. 11.13. Адекватно реагировать на нужды других. XII. Организация проектной и учебно-исследовательской работы 12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие обучающиеся с 1-го по 11-й классы. Причем для всех обучающихся профильных и предпрофильных (8–9-х) классов участие обязательно. 12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка. 5 12.3. Кандидатуры руководителей согласовываются обучающимися с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности ОО – руководителем научного общества или заместителем директора по учебно- воспитательной работе. 12.4. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития ОО и индивидуальные интересы обучающегося и педагога. 12.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта обучающихся 8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября). 12.6. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими обучающимися. 12.7. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования. 12.8. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: – для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты; – для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели. XIII. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности 13.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта. 13.2. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все обучающиеся образовательной организации. 13.3. Обучающиеся профильных классов защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы ОО. 13.4. Для проведения конференции образовательной организации, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы ОО, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники. 13.5. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ. 13.6. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с Методическим советом ОО. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается. 13.7. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней. 13.8. Обучающимся после презентации проектной работы на конференции образовательной организации вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта. 13.9. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве 6 экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы. 13.10. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательной организации. 13.11. В образовательной организации организуется банк проектноисследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся ОО, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью. 13.12. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. XIV. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности I этапе – изучение представленных работ членами жюри. II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии. III этап – подведение итогов. Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут. В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций. Критерии оценки 1. Актуальность темы. − имеет большой практический и теоретический интерес − носит вспомогательный характер − степень актуальности определить сложно − не актуальна 2. Новизна решаемой проблемы. − поставлена новая задача. − решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами − задача имеет элементы новизны − задача известна давно. 3. Оригинальность методов решения задачи, исследования. − решена новыми, оригинальными методами. − имеет новый подход к решению, использованы новые идеи. − используются традиционные методы решения. 4. Научное и практическое значение результатов работы. − результаты заслуживают опубликования и практического использования − можно использовать в научной работе обучающихся − можно использовать в учебном процессе − не заслуживает внимания. 5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области. − использование известных результатов и научных фактов в работе. − знакомство с современным состоянием проблемы − полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой. − ясное понимание цели работы. 7 − логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов. − общее впечатление 6. Участие в дискуссии − соответствие содержания вопросов теме исследования. − четкость формулировки вопросов − эрудиция оппонента 7. Культура оформления работы − соответствие стандартным требованиям − качество приложений. − наличие тезиса выступления. − наличие рецензии на работу обучающегося. Приложение Оценочный лист исследовательских работ обучающихся Кафедра ________________________________________________ цикла № Критерии 1 Актуальность темы 2 Новизна решаемой задачи 3 6 Оригинальность методов решения задачи, исследования Научное и практическое значение результатов темы Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области Участие в дискуссии 7 Культура оформления работы 4 5 Общий бал Члены жюри: __________________________ __________________________ __________________________ Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5) Общая оценка: • 30 баллов и более – «отлично»; • 25-30 баллов – «хорошо»; • 20-25 баллов – «удовлетворительно». 8