ПОЛОЖЕНИЕ о проектной и учебно-исследовательской деятельности по ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом Совете
Протокол № 3
от 12.01.2016г.

ПРИНЯТО
на Управляющем Совете
Протокол № 6
от 13.01.2016г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Бужаниновская СОШ»
________Никульцев А.Б.
Приказ № 11 от 13.01.2016г.

№ 11.09
ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной
программы МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа» (далее –
ОО, образовательная организация) на основе ФГОС НОО и ООО.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является
неотъемлемой частью учебного процесса.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного
процесса по ФГОС второго поколения.
1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность –
один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
начальной, основной и старшей школе.
1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской
деятельности участвуют все педагогические структуры образовательной организации.
II. Понятия
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на
достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся
и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении
всех черт проектной деятельности обучающихся одним из ее компонентов выступает
исследование.
III. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

1

3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую
и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
IV. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Воспитание у обучающихся интереса к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности
(науки, техники, искусства, природы, общества).
4.2. Формирование склонности обучающихся к научно-исследовательской
деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение
методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и
формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.6. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со своими
традициями.
4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники,
литературы, искусства.
V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в
предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей,
но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода
отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной
деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
VI. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически
значимые цели и задачи.
6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает
следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и
методов,
адекватных
поставленным
целям;
планирование,
определение
последовательности и сроков работ; проведение проектных

2

работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом
проекта или целями исследования; представление результатов;
6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности,
собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение конкретного
запланированного результата – продукта,
обладающего определенными свойствами и
необходимого для конкретного использования
Реализацию проектных работ предваряет
представление
о
будущем
проекте,
планирование процесса создания продукта и
реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно
соотнесен
со
всеми
характеристиками,
сформулированными в его замысле

Учебно-исследовательская
деятельность
В ходе исследования организуется поиск в
какой-то
области,
формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат – тоже результат
Логика построения исследовательской
деятельности включает формулировку
проблемы
исследования,
выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную
проверку
выдвинутых
предположений

VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям обучающихся.
8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом
интереса учителя.
8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
обучаещемуся, а уже потом науке.
8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные
ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.
8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных
исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного
исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых
для успешной реализации выбранного вида проекта.
8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы
и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и
используемых методов (методическое руководство).
8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются
элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов
и во время собеседований с руководителями проекта.
8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового
характера проекта или исследования) каждого обучающегося.
8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной
конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых
ресурсах Интернета для обсуждения.

3

IX. Формы организации проектной деятельности
9.1. Виды проектов:
− информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
− исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но
исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую
с подлинным научным исследованием;
− творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
− социальный, прикладной (практико-ориентированный);
− игровой (ролевой);
− инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм
внедрения).
9.2. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный,
относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области
деятельности.
9.3. По количеству участников:
− индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на
протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В
ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с
небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и
работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и
социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся;
− парный, малогрупповой (до 5 человек);
− групповой (до 15 человек);
− коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной,
всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской
сети, в том числе в Интернете).
9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего
проекта.
X. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
10.1. На урочных занятиях:
−
урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –
защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие»,
урок открытых мыслей;
−
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов;
−
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяженное во времени.
10.2. На внеурочных занятиях:
− исследовательская практика обучающихся;
− образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами
4

контроля;
образовательные
экспедиции
предусматривают
активную
образовательную деятельность обучающихся, в том числе и исследовательского
характера;
− факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают
большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской
деятельности обучающихся;
− научное общество обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а
также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в образовательной
организации науки и образования, сотрудничество с НОУ других ОО;
− участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных
мероприятий.
XI. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий в процессе работы над проектом
Обучающиеся должны научиться:
11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность
будущей деятельности.
11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый
инструментарий.
11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ.
11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного
продукта.
11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц
для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
11.7. Самооценивать ход и результат работы.
11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять
инициативу для достижения этих целей.
11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений.
11.13. Адекватно реагировать на нужды других.
XII. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие
обучающиеся с 1-го по 11-й классы. Причем для всех обучающихся профильных и
предпрофильных (8–9-х) классов участие обязательно.
12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по
желанию подростка.

5

12.3. Кандидатуры руководителей согласовываются обучающимися с координатором
проектной и учебно-исследовательской деятельности ОО – руководителем научного
общества или заместителем директора по учебно- воспитательной работе.
12.4. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности
определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы
можно учитывать приоритетные направления развития ОО и индивидуальные
интересы обучающегося и педагога.
12.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта обучающихся 8–11-х
классов производится в начале учебного года (не позднее октября).
12.6. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими обучающимися.
12.7. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования,
методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
12.8. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности
являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение,
компьютерные презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые
отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
XIII. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
13.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в
форме защиты учебного проекта.
13.2. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и
защита проектных работ. В конференции могут участвовать все обучающиеся
образовательной организации.
13.3. Обучающиеся профильных классов защищают свою работу согласно
утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя,
педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы ОО.
13.4. Для проведения конференции образовательной организации, презентации
проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой
могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи,
администраторы ОО, преподаватели вузов, родители, представители ученического
самоуправления и иные квалифицированные работники.
13.5. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской
деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных
работ.
13.6. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и
согласовывается с Методическим советом ОО. Количество членов комиссии не
должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный
руководитель проекта, который защищается.
13.7. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся могут быть
поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы
районного, областного, федерального, международного уровней.
13.8. Обучающимся после презентации проектной работы на
конференции
образовательной
организации
вручается
специальный
сертификат,
свидетельствующий о защите проекта.
13.9. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем
учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве

6

экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для
осуществления новой проектно-исследовательской работы.
13.10. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты
принадлежат образовательной организации.
13.11. В образовательной
организации
организуется банк проектноисследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться
как педагоги, так и обучающиеся ОО, занимающиеся проектно-исследовательской
деятельностью.
13.12. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать
не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта
сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать,
уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая
рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской
деятельности.
XIV. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
I этапе – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических
секций,
ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки
1. Актуальность темы.
− имеет большой практический и теоретический интерес
− носит вспомогательный характер
− степень актуальности определить сложно
− не актуальна
2. Новизна решаемой проблемы.
− поставлена новая задача.
− решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
− задача имеет элементы новизны
− задача известна давно.
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования.
− решена новыми, оригинальными методами.
− имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
− используются традиционные методы решения.
4. Научное и практическое значение результатов работы.
− результаты заслуживают опубликования и практического использования
− можно использовать в научной работе обучающихся
− можно использовать в учебном процессе
− не заслуживает внимания.
5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
− использование известных результатов и научных фактов в работе.
− знакомство с современным состоянием проблемы
− полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся
данной проблемой.
− ясное понимание цели работы.
7

− логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
− общее впечатление
6. Участие в дискуссии
− соответствие содержания вопросов теме исследования.
− четкость формулировки вопросов
− эрудиция оппонента
7. Культура оформления работы
− соответствие стандартным требованиям
− качество приложений.
− наличие тезиса выступления.
− наличие рецензии на работу обучающегося.

Приложение

Оценочный лист
исследовательских работ обучающихся
Кафедра ________________________________________________ цикла
№

Критерии

1

Актуальность темы

2

Новизна решаемой задачи

3

6

Оригинальность методов решения
задачи, исследования
Научное и практическое значение
результатов темы
Изложение доклада и
эрудированность автора в
рассматриваемой области
Участие в дискуссии

7

Культура оформления работы

4
5

Общий бал
Члены жюри: __________________________
__________________________
__________________________
Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)
Общая оценка:
• 30 баллов и более – «отлично»;
• 25-30 баллов – «хорошо»;
• 20-25 баллов – «удовлетворительно».
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».